Рязанец Александр Сидельников совсем ничего не слышит - он абсолютно глухой. Но он не из тех, кто жалуется на жизнь. Совсем наоборот - Саша один из самых жизнерадостных и трудолюбивых людей из всех, кого я знаю. И своим примером он совершенно точно доказывает - в жизни нет ничего невозможного, все ограничения только у нас в голове.
Об Александре я узнала, когда готовила материал о работе учителей в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей: преподаватели с нескрываемой гордостью рассказывали о своем выпускнике - сильном и энергичном парне, который уехал в Москву, где активно снимается в кино. Естественно, я не могла пройти мимо такого интересного персонажа, и познакомилась с ним. Оказалось, что учителя не преувеличивали - Александр действительно очень открытый и общительный молодой человек, а фильм "Племя", в котором он сыграл одну из главных ролей, завоевал российскую кинопремию НИКА. Александр рассказал о своей жизни и о том, как ему удалось попасть кино. Делюсь его историей.
У меня глухие родители, - рассказывает Александр, - В то время, когда я рос, мама работала бухгалтером на специальном предприятии для глухих, папа – сборщиком окон ПВХ. Как я учился воспринимать мир? Ничего сложного не было, я сразу принял мир таким, какой он есть. Всегда провожу время в своем сообществе, в мире глухих. И мне комфортно находиться там, потому что общаюсь на языке моём, родном, - на жестовом языке. Мое детство было наполнено впечатлениями, так как увлекался художественной самодеятельностью, с ребятами ездил на творческие фестивали - глухие дети из разных городов состязались между собой. Занимал призовые места.
Александр рассказывает, что у жестового языка своя грамматика и свои правила построения фраз.
Русский язык глухим ребятам даётся нелегко из-за того, что большинство учителей не знает жестовый язык и не использует его на уроках для объяснения материала. Мне повезло, со мной в детстве много и упорно занималась мама. Мне было легко учиться, осваивать учебную программу.
После окончания школы-интерната, Александр поступил во Владимирский государственный университет - там была специальная группа глухих студентов, с переводчиком жестового языка. Он учился там четыре года, жил в общежитии. Потом переехал в Сергиев Посад, к своему дедушке.
Дедушка жил один, и я за ним ухаживал. Параллельно с этим посещал тренинги и на конкурсе «Путь к карьере» в Москве занял третье место. Через некоторое время мне поступило предложение поработать в одной крупной международной компаний, и я перебрался в Москву. Понятно, что в столице у глухих больше возможностей для того, чтобы себя реализовать, найти неплохую работу. Меньше проблем и в столичных поликлиниках - здесь больше доброжелательных и терпеливых людей. В Рязани с этим было сложнее: периодически в регистратуре отказывались вникать в проблему отправляли за переводчиком. Поэтому просто старался не болеть, чтобы не видеть таких мрачных сотрудников.
Как я попал в кино? Это была удивительная цепочка событий. В интернете появилось объявление о наборе ребят для участия в съёмках украинского фильма «Племя». Я прошел кастинг, но меня поставили в резерв. К счастью, внезапно освободилась одна роль, человек ушёл, и меня утвердили на его место. Мой персонаж по сценарию был жестким и неоднозначным. Признаюсь, тяжело было вживаться в эту роль. Но благодаря усердной работе ассистента по актерам Анфисе Худашовой мне удалось войти в образ, и я начал получать наслаждение от игры. Съёмки длились полгода, все актеры, занятые в фильме «Племя», были исключительно глухими. Все они из Украины, за исключением двух человек: одна актриса из Белоруссии и я - из России. Атмосфера на съемочной площадке была потрясающей, царило полное взаимопонимание.
Кстати, недавно в свет вышел мини-сериал «Петля» глухого режиссера Максима Прошкина, где Александр снова сыграл одну из главных ролей. Ну а сейчас Александр работает делопроизводителем, среди слышащих сотрудников.
Работа мне очень нравится, люблю работать с документами. Не знаю, откуда во мне такая любовь к бумажным делам. Иногда приглашают на съёмки (ВОГ, музей современного искусства «Гараж»). Планы на будущее… Большие, если можно так сказать. Пока не хочу разглашать детали.
И несмотря на общительность, открытость и социальную активность, Александр признается - 90% его окружения - глухие.
Объяснение очень простое - потому что я сам глухой, мне с ними легче общаться на жестовом языке. Трудности в общении со слышащими всегда есть. Но я воспринимаю это как обычное явление, типа как дождь на улице. Не переживаю и не нервничаю. Если нужно, стараюсь установить контакт. В основном, это письменный способ – бумага и ручка. Иногда можно понимать по губам, есть люди с «понятными губами». В некоторых случаях нужен переводчик – например, на лекциях, собраниях, в суде. Слышащие люди, с которыми я сотрудничаю, довольно быстро привыкают ко мне, и проблем у меня с ними становится меньше и меньше.