С каждым годом дорожная ситуация в Рязани становится все плачевнее - количество автомобилей продолжает расти, а сеть дорог практически не меняется. Как итог мы видим все более и более крупные заторы, а время в пути до работы, у рядовых рязанцев, растет в геометрической прогрессии. Каждый новый дом, построенный без учета городской логистики, увеличивает нагрузку на дорожную сеть. На транспортных развязках, которые ведут из спальных районов в центр города давно образовались «бутылочные горлышки», и многотысячные потоки машин упирается в тупики из тесных проездов под путепроводами или вливаются в узкие улицы центра.
Решать эту задачу призвано Управление Транспорта. И реформы происходят. Вот только их результаты оставляют желать лучшего. Яркий пример произошел всего месяц назад - была изменена работа светофора на пересечении Первомайского проспекта и улицы Вокзальной, где сначала разрешили поворот с Первомайки налево. Но когда город оказался буквально парализован катастрофическими пробками, пришлось все в срочном порядке возвращать обратно. Все дело в том, что подобные эксперименты проводятся сейчас без аналитики, профессиональных замеров и математических моделей.
Кстати:
В начале этого года в администрации Рязани признали, что существующая транспортная система не отвечает требованиям качества и потребностям населения и пообещали в текущем году разработать новую концепцию развития.
В реальности, глобальные решения, влияющие на жизнедеятельность города и его пригодность для жизни людей принимаются без серьезной научной основы. В районах, где возможности инфраструктуры и дорожной сети находятся на пределе - появляются многоквартирные дома, а настройки перекрестков и знаки на дорогах устанавливаются по «примерным прикидкам». Одним из инструментов принятия стратегически-важных решений становятся плохо организованные и плохо обеспеченные информацией общественные слушания. Обычно это живой спор между сторонами, в котором всегда берет верх заинтересованная сторона, имеющая деньги и влияние на местные власти.
Количество автомобилей, зарегестрированных в Рязанской области
*Информация предоставлена пресс-службой УГИБДД России по Рязанской области
В городах, где уже угодили в транспортную ловушку или стремятся ее избежать, власти прибегают к помощи современных технологий. В России, кстати, давно функционируют компании, которые умеют разрабатывать системы анализа и прогнозирования городской логистики. Более того, в самой Рязани работает такая компания. Рязанские программисты и инженеры организовали работу системы, которая способна измерять и анализировать транспортные потоки, выдавая оптимальные решения.
Усредненный график дорожной ситуации в Рязани. Чем толще линия, тем больше поток автомобилей
Кстати, в компании АО «РНИЦ», которая сейчас занимается информационно-навигационным обеспечением автомобильного транспорта для городской администрации и задач Правительства Рязанской области, над самой мыслью о существовании подобных систем только посмеялись. "Похоже на какие-то сказки из фантастической книги", - сказал нам их представитель, и возможно в этих словах кроется больше, чем можно прочитать на первый взгляд.
Но реальность такова - подобные системы не фантастика и они делаются в Рязани! Кстати, был в городе и краткий опыт использования системам анализа городских потоков. Правда сейчас, компания «Квантэкс», которая такую систему в регионе и запустила, больше не сотрудничает с администрацией, а выполняет заказы из других регионов России.
Стоимость строительства новой дороги может исчисляться в миллиардах рублей, рассказывает Александр Зацепин, директор по развитию компании "Квантэкс", - но как понять, что эти деньги окупятся, и дорога сможет решить хотя бы часть проблем города? Вряд ли кому-то хочется потратить такие деньги впустую. Для этого и существует транспортное моделирование. Мы можем спрогнозировать и построить модель новой развязки еще на стадии проекта, и в цифрах оценить ее эффективность. Около 7 лет назад мы создали компьютерную модель всей Рязани, и многие выводы, которые мы сделали, тогда послужили рекомендациями для администрации города.
Но в текущей реальности сотрудничество не сложилось и рязанская мэрия не использует этот инструмент. Причем, как отметил Александр, проблем, подобных тем, что вылезли при изменении режима перекрестка на Первомайском проспекте можно было избежать, запустив математическую модель и отследив последствия изменений. Как говорят специалисты, вся система компьютерного моделирования Рязанской дорожной сети может быть налажена и запущена хоть завтра.
Есть тут, конечно и финансовый вопрос - например, анализ перекрестка обошелся бы сумму от от 50 до 100 тысяч рублей. Но на эксперимент со светофором точно потратили не меньше, а в масштабах финансирования дорожного ремонта и строительства, такие суммы выглядят смешно. А если учесть то, как вырастет эффективность использования средств - выгода от использования научного подхода станет очевидной. Компьютерная модель абсолютно точно указала бы администрации на те перекрестки, которые становятся причиной заторов, и оптимальные пути решения этих проблем. Благодаря системе можно просчитать оптимальные фазы светофоров, необходимость в поворотах или пешеходных переходах.
Впрочем, как говорит Александр Зацепин, проблемы Рязанской дорожной системы очевидны даже без цифровой модели. Каждый год количество автомобилей в Рязани растет приблизительно на 3%, а возможности изменить сеть дорог уже нет - и без того плотная городская застройка становится еще плотнее. Кроме того, на загрузку дорожной сети влияют проблемы общественного транспорта Рязани.
Город вздохнет спокойно, когда завершится реформа общественного транспорта в Рязани. Маршрутки - это «историческая заглушка», которая была необходима в 90-е годы. Были очень тяжелые времена, и нужно было быстро придумать способ быстрого транзита. Но сейчас общественный транспорт должен выполнять уже совсем другую функцию. Он должен успешно конкурировать с личным! По сети гуляют фотографии, как мэры крупных европейских городов ездят на общественном транспорте. Думаете, ради пиара? Нет - просто система так выстроена, что личный транспорт им не нужен. За что мы любим автомобили? Удобные кресла, музыка, отсутствие ожидания на остановке. Так и работает муниципальный транспорт в развитых странах. Кроме того это дешевле, нет мороки с парковкой, ремонтом, налогами. Рязанскому общественному транспорту пора создать конкурентоспособное решение. Иначе пробки продолжат расти.
Несмотря на все проблемы, директор "Квантэкса" отмечает, что они все еще надеются продолжить работу с рязанской администрацией. Более того, последние годы они самостоятельно обновляли ту самую макро-модель города, которую они составили уже почти 10 лет назад.
Так, или иначе, хочется надеяться, что у ведомств, которые работают над дорожным вопросом, есть точный план реформ. С применением современных технологий, или без них.
Характерный пример того, на что идут люди ради того, чтобы объехать километровые пробки произошел 27 апреля. В редакцию газеты Pro Город один из наших постоянных читателей прислал любопытное видео. На кадрах - плотный поток машин, который уверено съезжает с проезжей части и объезжает пробку по пешеходному тротуару.